Статьи на сайте

Интеллект: естественный и искусственный

Автор: Гайдо В.К., к.т.н.,руководитель центра бизнес-технологий


В этой статье поднимаем очень простой вопрос — правомочно ли употребление термина «Искусственный интеллект».

Чтобы ответить на этот вопрос для начала проведем обзор базовых понятий и определений, связанных с Естественным интеллектом, поскольку происхождение термина Искусственный Интеллект вытекает из этих понятий и определений, что безусловно, и прежде всего, связано с потребностями и интеллектуальными особенностями человеческого разума.

Попытаемся на основе известных исследований различного рода понять, как роль Естественного Интеллекта в нашей жизни, так и его истоки, и на этой основе провести сопоставление этих данных с существом термина «Искусственный интеллект», учитывая фактор его активного развития в современных условиях.

Другими словами, необходимо провести для начала анализ существа Естественного интеллекта, в плане осознания его роли, его предназначения или почему он в принципе появился как явление, связанное с существованием человека.

Для этого, кроме результатов собственного анализа, — будем использовать многочисленные исследования различных авторов, которые исторически проводились с тех пор, как человек попытался проанализировать, а что он, собственно, представляет из себя, — какие свойства он имеет, почему эти свойства имеют место и какова их роль в жизни нашего физического тела и духовного мира.

По существу, эти исследования касаются трех основных областей, определяющих свойства человеческого существа. Это триада: — инстинкты, интуиция и интеллект.

Начнем наше исследование с тех наработок, которые проводились в научном мире и прежде всего проведем анализ термина «Инстинкт», включая ряд определений, опубликованных в различных источниках.

Инстинкты — это врождённые поведенческие программы, побуждающие живое существо к тем или иным действиям, служащим как можно более длительному эволюционному процветанию его генов.
Или еще пара определений, которые говорят о том, что инстинкты это не есть привилегия человека, но явление присущее любому виду, включая и животный мир.

Инстинкт — совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающих на раздражения из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов.

Инстинкт — иерархически организованный нервный механизм, который отвечает на определённые предлагаемые и разрешающие импульсы полностью скоординированными, жизненно важными и свойственными виду движениями.

Исследования ряда авторов показали, что в природе человека существует восемь
основных определений, связанных с заложенными в нас инстинктами, это:
  • инстинкт сохранения рода
  • инстинкт самосохранения
  • инстинкт продолжения рода
  • инстинкт доминирования
  • альтруистический инстинкт
  • инстинкт сохранения достоинства
  • инстинкт исследования
  • инстинкт свободы

Используя принцип родовидовых отношений относительно этих восьми пунктов, в качестве родового признака выделяется «Инстинкт сохранения рода», который в соответствии с нашей природой и не только нашей, а любого вида, — является основным инстинктом.

Что-же касается прочих инстинктивных действий из перечня, это, по существу, подчиненные основному родовому признаку инстинкты различных видов, которые по своей природе определяют те свойства, которые более конкретно определяют условия связанные с сохранения рода или реализацией инстинкта сохранения рода (рис. 1).


Рис. 1 Родовидовые отношения инстинктов, заложенных в природе человека

Необходимо отметить, что, по существу, этот подход справедлив, как уже было сказано, и для всего живого мира.

Как говорят некоторые исследования, — инстинкт природа взяла в свои руки, и как бы мы ни вторгались в область инстинктов, ничего хорошего из этого не получается.

Продолжим наши рассуждения и, если позиция родовидовых отношений инстинктивных действий и их существо в принципе понятно и не вызывает возражений, — проведем анализ определений и места интуиции в нашей жизни. Причём постараемся понять зачем нам дан такой мощный инструмент как интуиция и в чем заключается взаимная необходимость или связка заложенных в нас инстинктов и интуиции, исходя из того, что в природе все делается не зря, а с какой-то целевой установкой, иногда скрытой от нас.

Если рассматривать историю терминологии — определений интуиции достаточно много. Этот вопрос волновал исследователей и причем с древних времен.
  1. Интуиция (от лат. intuitio — пристально смотрю) — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
  2. Интуиция — форма непосредственного интеллектуального знания или интеллектуального созерцания (Аристотель).
  3. Интуиция — познания в виде чувственного созерцания (Фейербах).
  4. Интуиция — знание, полученное свыше в виде откровения (религиозная философия).
  5. Интуиция — неявное знание, представляющее форму самосознания: неосознанное предчувствие, осознание пространственно-временного положения своего тела, идеалы, мотивы поведения (Бергсон).
  6. Интуиция — вид вдохновения (Шлегель).

Причем интуиция классиками рассматривалась в качестве важнейшего механизма творчества (рис. 2).

Рис. 2 Интуиция и ее сущность по ряду определений

Подтверждение этого постулата можно найти и в работах более современных авторов.

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. Известный американский философ и психолог-когнитивист Дэниел Деннет поясняет:
Интуиция — это попросту знание о чём-то без понимания того, как это знание было получено.
Интуиция — это предчувствие, устремленное в перспективу, основанное на знании (без понимания, как оно получено) помноженном на опыт.

В концепции аналитической психологии К. Юнга интуиция рассматривается как одна из четырёх основных психологических функций, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. «…Вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать, откуда они возникли и куда скроются; и все же при этом у человека есть … предчувствие. Предчувствие в таком деле часто стоит жизни. Интуицией пользуются изобретатели и судьи. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Добавлю ещё, что интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. … Я не знаю, что происходит, когда человек знает то, что он определённо знать не может. Я не знаю, как это у него получается, но получается неплохо, и он в состоянии действовать.»

Согласно работам Даниеля Канемана, интуиция — способность автоматической выработки решений без длительных логических рассуждений или доказательств.

Согласно ещё одному трактованию, интуиция — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

Сразу обращает на себя внимание «…без обоснования с помощью доказательств».

В этом плане сущность интуиции по природе ее возникновения и использования практически совпадает с сущностью и природой проявления инстинктивных действий.

В чем же общность инстинктов и интуитивных действий и в чем необходимость такой интеграции в природе сообщества любого типа.

Прежде всего это реализация максимально высокой скорости реакции на основе интуитивных действий без анализа и доказательных факторов, что, по существу, необходимо при угрозах с позиций сохранения рода.

Или по-другому — интуитивное ощущение опасности или предчувствие появления нежелательных факторов опережает события до наступления негативного и угрожающего роду результата с тем, чтобы его избежать.

Иногда этот эффект называют термином «верхнее чутье» и это свойственно не только природе человека.

После достаточно подробных рассуждений о двух частях триады «Инстинкты и Интуиция» перейдем к третьей части «Интеллект» с позиция различных воззрений, как древних, так и современных источников.

Наша целевая установка — найти общность этих понятий и проявление их природной необходимости, включая тесноту связей между ними.

Проведем небольшой экскурс в определение интеллекта.

Причем, как это не странно, рядом работ определено, что пока отсутствует устойчивое, однозначное и непротиворечивое определения интеллекта. Именно отсюда возникает масса определений этого термина.
Приведем ряд определений, связанных с рядом известных источников и авторов.

  1. Интеллект от латинского слова intellectus — ум, понимание, постижение, разумение.
  2. Врожденное или унаследованное качество, в отличии от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта (Британская энциклопедия).
  3. Врожденное качество, в отличии от способностей, приобретенных в процессе обучения (Герберт Спенсер).
  4. Общие врожденные познавательные способности (Сирил Берт).
  5. Способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей среды Д. Векслер).
  6. Способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом (Стивен Дж. Гулд).
  7. Способность найти адекватный способ реагирования на ситуацию, связанную с окружающей средой (Роберт Франкли).
  8. Интеллект возникает, когда мозг обнаруживает свою ограниченность, когда он понимает, на что он способен, а на что нет (Дж. Кришнамурти).

Как мы видим из ряда определений — очень велика их разнородность и более того разобщенность. Общепринятого научного определения понятия «интеллект», как уже было сказано выше, в настоящее время не существует, как и общепринятой теории интеллекта.

По существу, термин «интеллект» так и не получил достаточно удовлетворительного объективного определения (А. Эндрю).

Не будем приводить десятки других определений интеллекта, поскольку это не входит в нашу задачу и, кроме того, отражено в многочисленных источниках.

В теории Ж. Пиаже интеллект является сложным понятием, но вообще можно сказать, что мыслительное усилие всегда направлено на создание оптимальных условий для выживания организма в сложившихся обстоятельствах. Интеллект всегда связан с адаптацией организма к окружающей среде. По существу это практически напрямую говорит о тесноте связей триады.
Попытки проанализировать и найти причины неопределимости этого термина привели к теориям различно вида, включая религиозные.
Например:
  • мы капли в волне мироздания и осознать эту волну и законы ее существования, невозможно;
  • система сама себя познать не может;
  • известный историк и философ, алляма Ибн Халдун писал, что интеллект, которым наградил Всемогущий Аллах человека, несомненно, очень полезен и ценен, но при условии, что он используется в пределах своей юрисдикции.

Другими словами интеллект — это награда от бога.
А.М.Хазен приводит абстрактную формулировку теоремы о неполноте, автором которой является сам К. Гедель: «Полное эпистемологическое описание языка, А нельзя осуществить на том же языке А, ибо в языке, А нельзя определить понятие истинности предложений языка А»;

В дальнейших рассуждениях будем исходить из ряда наиболее адекватных и авторитетных определений, о том, что интеллект это врожденное или унаследованное качество и более того тесно связанное с инстинктивным поведением и интуицией.

Если такая исходная позиция принимается, а она определена рядом определений, интеллект встает в один ряд или в одну плоскость квазидерева с такими врожденными качествами как инстинкты и интуиция (рис. 3).

Рис. 3 Триада «Инстинкты-Интуиция-Интеллект» и их взаимодействие в рамках родового признака

И таким образом можно определить зачем нам дано это свойство, а для этого прежде всего необходимо провести анализ целевой установки всего комплекс, изображенного на рис. 3 и ролевого участие интеллекта как составной части.

Если, как мы уже говорили, в основе интуиции лежит целевая установка в виде максимальной скорости первичной реакции на факторы, связанные с заложенными в нас инстинктами, то по логике анализа — после этой первичной реакции следует провести событийный анализ и в соответствии с этим корректирующие действия.

Таким образом происходит распределение ролей и увязка всех трех элементов в одну интегрированную систему, что соответствует определению интеллекта, например по Жану Пиаже: «интеллект всегда направлен на создание оптимальных условий для выживания организма в сложившихся обстоятельствах» или «интеллект всегда связан с адаптацией организма к окружающей среде». При этом не будем забывать о основе этой адаптации, «инстинкты сохранения рода прежде всего», — сохранение рода не предлагает довода разума. Идея сохранения генеалогической линии не основывается на каком-либо разумном принципе, включая интеллект.

Если мы в достаточной степени провели обзор исследований, которые касаются свойств человека, как представителя определенного рода, то теперь можно перейти и к анализу современных тенденций, связанных в введением термина «Искусственный интеллект».
Прежде всего, настораживают масштабы распространение этого термина, которой на сегодня популярен не только в научных исследованиях различных авторов, но и в средствах массовой информации (СМИ), включая политику достаточно высоких инстанций.

Но при этом не будем забывать, что, — как уже было представлено — интеллект — одно из самых неопределённых понятий современной науки. Несмотря на то, что искусственный интеллект сейчас встраивают даже в самые простые бытовые приборы, это не прибавило четкого понимания, что такое интеллект или интеллектуальная система, или в чем специфика задач искусственного интеллектуального управления.

Причем для обычного гражданина, который не увлечен исследованиями этого вопроса — СМИ носит достаточно авторитетный характер, что, по существу термина, — наводит на восприятие Искусственного интеллекта как аналога Естественного интеллекта. Причем, как уже было сказано, это восприятие носит массовый характер в силу его активной популяризации на уровне, вплоть до государственной политики.

Где только не встретишь этот термин, — ИИ (Искусственный Интеллект): на государственном уровне в плане упования на его могущество для процветания государства, в публикациях различных компаний в широком диапазоне, в многообещающих курсах и программах обучения, включая магистратуру, уровни МВА и ДВА, в деятельности консультантов.

Другими словами, этот термин входит в нашу жизнь очень плотно, определяя по существу изменения, связанные с восприятием окружающего нас мира.
И эти изменения восприятия не удивительны, поскольку эта доминанта, как мы видим на практике, приводит к тенденциям изменения понятийных устоев народонаселения, приводя зачастую к печальным мыслям о угасании роли Естественного интеллекта в этом мире с заменой или замещением системами ИИ.

Но при этом, продолжая логику наших рассуждений — в соответствии с неопределенностью базового понятия интеллект невольно возникает вопрос о правомочности использования этого термина и более того правомочность использования термина «Искусственный интеллект» с расширительной формулировкой в область искусственно сформированных систем, например нейро сетевых.

Другой существенный момент: — кроме установленной, невзирая на все исследования, неопределенности определения применяемого термина интеллект, — имеем ли мы право использовать термин на основе связки «Естественный — Искусственный», говоря этим на основе одного и того-же применяемого термина «интеллект» — о равных свойствах человека и машинных систем.

А в этом случае напрашивается вопрос — если равные свойства имеют место, то, где система тесноты связей машинного интеллекта, инстинкта сохранения рода искусственных созданий и интуитивного поведения с неосознанными причинами? Это означает, что поведение человека машина не может имитировать в случае отсутствия такой-же триады.

А поскольку эта триада отсутствует — это по существу означает что применение термина «Искусственный интеллект» не имеет право использования поскольку наводит на мысль о аналогии с естественным интеллектом, но при этом их сравнительное существо различается коренным образом.
В этом случае машинные системы носят присоединенный характер к триаде, но отнюдь не равноценный или интеллектуальный (рис. 4).
Рис. 4 Структура взаимодействия естественных и машинных систем

Другими словами, несмотря на то что исследователями разработано множество различных стратегий, приемов и правил, позволяющих решать сложнейшие научные задачи, генерировать новые идеи и даже совершать открытия в области науки и техники, в творческой деятельности человека имеются факторы, исключающие возможность строгого алгоритмического описания этой деятельности. Эти факторы не позволяют рассчитывать на то, чтобы однажды был придуман алгоритм (система предписаний), всегда гарантирующий правильное решение.

То, что мы получаем с помощью ПК, не есть интеллект компьютеров, а это следствие специально организованного доступа к интеллектуальным ресурсам человечества с помощью программируемых автоматов.

Практически остается подобрать подходящий термин, который бы адекватно говорил о взаимодействии человеческих и машинных систем, например «Компьютерные программы» или «Программируемые системы». Возможны и другие термин, но не термин «Искусственный интеллект».

Конечно, этот термин будет адекватен до тех пор, пока система машин не осознает, что она является определенным родом с идеей его сохранения, пока не возникнет в противовес человеческому, инстинкт сохранения этого рода и система быстрого реагирования интуитивного типа с замыканием в виде машинного самосознания или интеллекта.

Понятно, что, если это произойдет мы будем иметь новую расу, что и показано в ряде фантастических фильмов.