Подтверждение этого постулата можно найти и в работах более современных авторов.
Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. Известный американский философ и психолог-когнитивист Дэниел Деннет поясняет:
Интуиция — это попросту знание о чём-то без понимания того, как это знание было получено.
Интуиция — это предчувствие, устремленное в перспективу, основанное на знании (без понимания, как оно получено) помноженном на опыт.
В концепции аналитической психологии К. Юнга интуиция рассматривается как одна из четырёх основных психологических функций, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. «…Вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать, откуда они возникли и куда скроются; и все же при этом у человека есть … предчувствие. Предчувствие в таком деле часто стоит жизни. Интуицией пользуются изобретатели и судьи. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Добавлю ещё, что интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. … Я не знаю, что происходит, когда человек знает то, что он определённо знать не может. Я не знаю, как это у него получается, но получается неплохо, и он в состоянии действовать.»
Согласно работам Даниеля Канемана, интуиция — способность автоматической выработки решений без длительных логических рассуждений или доказательств.
Согласно ещё одному трактованию, интуиция — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.
Сразу обращает на себя внимание «…без обоснования с помощью доказательств».
В этом плане сущность интуиции по природе ее возникновения и использования практически совпадает с сущностью и природой проявления инстинктивных действий.
В чем же общность инстинктов и интуитивных действий и в чем необходимость такой интеграции в природе сообщества любого типа.
Прежде всего это реализация максимально высокой скорости реакции на основе интуитивных действий без анализа и доказательных факторов, что, по существу, необходимо при угрозах с позиций сохранения рода.
Или по-другому — интуитивное ощущение опасности или предчувствие появления нежелательных факторов опережает события до наступления негативного и угрожающего роду результата с тем, чтобы его избежать.
Иногда этот эффект называют термином «верхнее чутье» и это свойственно не только природе человека.
После достаточно подробных рассуждений о двух частях триады «Инстинкты и Интуиция» перейдем к третьей части «Интеллект» с позиция различных воззрений, как древних, так и современных источников.
Наша целевая установка — найти общность этих понятий и проявление их природной необходимости, включая тесноту связей между ними.
Проведем небольшой экскурс в определение интеллекта.
Причем, как это не странно, рядом работ определено, что пока отсутствует устойчивое, однозначное и непротиворечивое определения интеллекта. Именно отсюда возникает масса определений этого термина.
Приведем ряд определений, связанных с рядом известных источников и авторов.
- Интеллект от латинского слова intellectus — ум, понимание, постижение, разумение.
- Врожденное или унаследованное качество, в отличии от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта (Британская энциклопедия).
- Врожденное качество, в отличии от способностей, приобретенных в процессе обучения (Герберт Спенсер).
- Общие врожденные познавательные способности (Сирил Берт).
- Способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей среды Д. Векслер).
- Способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом (Стивен Дж. Гулд).
- Способность найти адекватный способ реагирования на ситуацию, связанную с окружающей средой (Роберт Франкли).
- Интеллект возникает, когда мозг обнаруживает свою ограниченность, когда он понимает, на что он способен, а на что нет (Дж. Кришнамурти).
Как мы видим из ряда определений — очень велика их разнородность и более того разобщенность. Общепринятого научного определения понятия «интеллект», как уже было сказано выше, в настоящее время не существует, как и общепринятой теории интеллекта.
По существу, термин «интеллект» так и не получил достаточно удовлетворительного объективного определения (А. Эндрю).
Не будем приводить десятки других определений интеллекта, поскольку это не входит в нашу задачу и, кроме того, отражено в многочисленных источниках.
В теории Ж. Пиаже интеллект является сложным понятием, но вообще можно сказать, что мыслительное усилие всегда направлено на создание оптимальных условий для выживания организма в сложившихся обстоятельствах. Интеллект всегда связан с адаптацией организма к окружающей среде. По существу это практически напрямую говорит о тесноте связей триады.
Попытки проанализировать и найти причины неопределимости этого термина привели к теориям различно вида, включая религиозные.
Например:
- мы капли в волне мироздания и осознать эту волну и законы ее существования, невозможно;
- система сама себя познать не может;
- известный историк и философ, алляма Ибн Халдун писал, что интеллект, которым наградил Всемогущий Аллах человека, несомненно, очень полезен и ценен, но при условии, что он используется в пределах своей юрисдикции.
Другими словами интеллект — это награда от бога.
А.М.Хазен приводит абстрактную формулировку теоремы о неполноте, автором которой является сам К. Гедель: «Полное эпистемологическое описание языка, А нельзя осуществить на том же языке А, ибо в языке, А нельзя определить понятие истинности предложений языка А»;
В дальнейших рассуждениях будем исходить из ряда наиболее адекватных и авторитетных определений, о том, что интеллект это врожденное или унаследованное качество и более того тесно связанное с инстинктивным поведением и интуицией.
Если такая исходная позиция принимается, а она определена рядом определений, интеллект встает в один ряд или в одну плоскость квазидерева с такими врожденными качествами как инстинкты и интуиция (рис. 3).