Прежде всего несколько слов об актуальности разработки методического подхода дистанционного проведения обучающих программ.
В этот достаточно тяжелый период резкого снижения возможностей проведения курсов в открытой аудитории, необходимо и резонно провести поиски технологий, направленных, невзирая на ограничения, на максимальную эффективность и результативность передачи знаний и навыков, как слушателям смешанных курсов, например на уровне MBA и DBA, так и слушателям корпоративных тренингов.
Целевая установка таких курсов связана с реализацией тех изменений, которые, по существу, и определяют интерес к получению знаний, и которые в конечном итоге должны привести к реальным позитивным результатам как в менталитете участников, так и в компаниях различного профиля.
Для реализации этой целевой установки вашему вниманию предлагается технология, разработанная автором на основе поисков оптимального варианта дистанционного обучения, включая проверку его эффективности на ряде реализованных дистанционных программ, связанных с деятельностью центра-бизнес технологий.
Основой такого поиска прежде всего явилась необходимость аргументированной постановки задач, связанных с движением компаний и слушателей в сторону целевых установок, реализация которых приведет к изменениям, необходимым в изменчивой и конкурентной среде.
В соответствии с этим исходным положением технология дистанционного взаимодействия, о которой будем говорить в этой статье достаточно подробно, в соответствии с нашими исследованиями и опытом использования раскладывается на три основных составных части.
Прежде всего это конечно введение в передаваемую область знаний, присущую данной области терминологию, целевые установки и все то, что приобщает слушателей как индивидуальных, так и корпоративных к необходимости инициировать изменения.
Эта часть, по существу, не отличается коренным образом от того, что мы обычно делаем на открытых семинарах и тренингах. Тем более, что системы дистанционного взаимодействия, такие, например как Zoom или Skype, используя презентационные материалы, вполне удовлетворительно раскрывают как терминологию, так и существо изучаемого предмета.
Но, что касается стадии, связанной с практическим решением задачи и постановочным аудитом, — здесь как раз и возникла необходимость в формировании дистанционного подхода, эффективность которого дала бы возможность реального планирования программы работ по переходу к целевому состоянию компании. Другими словами, аналогом является достижение эффективности результатов решения разнообразных кейсов на программах открытого типа.
Именно в этом плане возникла потребность как исследования, так и разработки технологий дистанционного обучения, проверка которых на практике привела бы к позитивному результату.
Итак, как уже было сказано, на начальном этапе идет стандартная часть (как для случая открытого обучения, так и дистанционного), связанная с введением в тему и соответствующей терминологией.
Теперь о особенностях технологии дистанционного обучения, отработанного в нашем центре.
Образно говоря этот этап постановочного аудита связан с условными весами, — на одной чаше располагается возможность и развернутая оценка актуальности этой возможности на основе исходных пояснений и потенциальной значимости этой актуальности для компании, а на другой чаше весов формальная отметка — реализована ли эта возможность в компании или нет (рис. 1). Объяснения каждого пункта этого чек-листа как правило можно продолжить.